Наталия (nnikolaevna75) wrote,
Наталия
nnikolaevna75

Categories:

О Раневской и не только

После прочтения "Хмеля" захотелось почитать что-то другое, совершенно, абсолютно другое.
Включаю телек, а там фильм "Свадьба" 1944 года с блестящим актерским составом. Почему-то впервые увидела в фильме Рину Зеленую. Может, потому что никогда с начала этот фильм не смотрела? Грибов, Яншин, Марецкая, Мартинсон, Федорова и конечно бесподобная Фаина Раневская. Много у нас было замечательных актеров, но Раневская занимает особый отдельный пьедестал. Королева эпизода. Её кстати уже при жизни стали называть Великой. Какое неисправимое упущение, что большинство ее ролей лишь эпизодические.
Кто сейчас помнит фильм "Александр Пархоменко"? А вот тапершу в ресторане помнит, наверное, каждый. Небольшие роли и лишь одна главная, в фильме "Мечта". Отличный и такой тяжелый фильм.

И я взяла книгу про Фаину Раневскую.

Ей предлагали написать автобиографию. Какой была бы эта книга? Одним из вариантов названия была "Жалобная книга". Она говорила, что получилась бы книга жалоб, без предложений. Писать о себе плохо - не хочется, хорошо - неприлично. А еще, что графомания - единственная болезнь, которой она не страдает. А между тем, как хорошо она сыграла графоманку. Говорила, что опыт слушаний такой вот графоманки был в жизни. В голодные времена за пироги пригласили послушать творчество одной дамы. В помещении нестерпимо пахло выпечкой, дама читала очень долго, постоянно прерывалась, всхлипывала, сморкалась. Пироги оказались с морковью, морковь - самая неподходящая начинка для пирогов... Но какие отличные наблюдения в собственную копилку впечатлений.

Помню свою любовь к Раневской с того времени, как более-менее вошла в сознательный возраст. Я говорила маме, что восхищаюсь ее острым словом, ее непохожестью ни на кого, что так хочу говорить и думать так же оригинально, как Раневская. "Добейся того, чего добилась Раневская, и сможешь говорить так, как думаешь", - отвечала неизменно мама.

Я читаю книгу и слышу густой низкий голос и интонации Раневской.
"Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень." Точнее и не скажешь.

Почти в 80 лет она говорила: "Как будто Станиславский и не рождался." А еще: "Сейчас театр - дерьмо, им ведают приказчики, а домработницы в актрисы пошли. Как трудно без них дома, как трудно с ними в театре." Глядя на современных актеров, которые, похоже, не знают, кто такой Станиславский, с ее высказываниями трудно не согласиться.

Недавно щелкала кнопками зомбоящика и наткнулась на новый фильм с Александром Петровым "Текст". Я знала только, что фильм шел в кинотеатрах, на этом всё. И попала, на экране многозначительно молча ходит Саша Петров. Какие-то смс, какая-то бесконечная переписка. Суть современного кино - больше откровенности, чернухи и многозначительности, при этом смысла должно быть как можно меньше. Саша Петров, наверное, хороший актер. Я смотрела фильма три с ним. Мне показалось, что он везде одинаковый: одинаковые ужимки, мимика, манеры. Как-то наткнулась на вечер Александра. Выключила звук и просто смотрела, как он весь взмыленный, с безумными глазами бегал по проходам. И все равно это был Саша Петров. Одинаковый!

Почему-то вспомнились слова товарища Сталина о Раневской и Жарове.
"Очень хорошо играет товарищ Жаров. Очень профессионально играет, правдиво. И вот что интересно: как товарища Жарова ни оденут, как его ни загримируют, а все равно в фильме сразу все узнают – это товарищ Жаров.
А вот есть у нас еще актриса, товарищ Раневская. Она и не переодевается, и прическу ей не меняют, а в одном фильме она – одна, а в другом фильме – совсем другая. Не узнать. Сильная актриса."

Вернусь к "Тексту". Говорят, фильм, точнее одна его сцена наделала много шума. Мне повезло или наоборот не повезло, ведь я включила фильм минуты за две до сцены и просмотрела ее целиком. Мерзко! Кристина Асмус (видимо, фамилию Мясникова звезде такого масштаба носить стыдно) крупным планом сношалась с каким-то мужиком, а Саша смотря это, что-то там активно рукоблудил. Кристина Асмус... посредственная спортсменка стала бездарной актрисой, вечно заикающаяся, с отвратительной дикцией, я на нее смотрю-то с трудом, а уж сцена, когда ее дерут, как шлюху, вообще вызвала чувство тошноты и брезгливости. Для меня она полный антисекс. И сцена была далека от эротики, это была почти порнуха. Не зря Гарику только ленивый не сказал, что его жену имели на экране перед всей страной.

"Третьесортная грандиозность" - сказала бы Раневская, а, может, просто в обморок упала от такого кино.

Книга понравилась, хотя впечатления неоднозначные. Великая Раневская - порой нетерпимая и капризная, вместе с тем гениальная и пронзительная. Как хорошо, что она была, как грустно, что она была.
Кстати, пока читала книгу, выписала себе кучу фамилий, сегодня уже забытых. Хочу посмотреть и почитать хотя бы справочно об актерах 20-х, 30-х, 40-х и т.д.

Tags: книга, литература, мнение, мысли
Subscribe

  • Евгений Замятин "Мы"

    Спасибо, дорогой Корнет kornet_azarov! Ты подсказала мне удивительную книгу! Роман Евгения Замятина "Мы". Не думаю, что смогу написать…

  • Попытка не пытка - лыжный дубль

    Вот и весна пришла. Организм отошел после первого лыжного стресса. Самое время сделать второй заход. Мужик казал, мужик сделал. И я пошла.…

  • Как мы к горам готовимся.

    Зима в этом году прекрасная, ну, об этом я уже говорила. А все прекрасное имеет особенность как-то быстро подходить к концу. Глазом моргнуть не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Евгений Замятин "Мы"

    Спасибо, дорогой Корнет kornet_azarov! Ты подсказала мне удивительную книгу! Роман Евгения Замятина "Мы". Не думаю, что смогу написать…

  • Попытка не пытка - лыжный дубль

    Вот и весна пришла. Организм отошел после первого лыжного стресса. Самое время сделать второй заход. Мужик казал, мужик сделал. И я пошла.…

  • Как мы к горам готовимся.

    Зима в этом году прекрасная, ну, об этом я уже говорила. А все прекрасное имеет особенность как-то быстро подходить к концу. Глазом моргнуть не…