Наталия (nnikolaevna75) wrote,
Наталия
nnikolaevna75

Category:

Анненково

Так получилось, что за последние месяцы я посмотрела больше двух десятков церквей, которые в скором времени скорее всего останутся только в истории.

Сегодня покажу одну из них.

Наверное, она произвела на меня одно их самых сильных впечатлений. Представьте бескрайние луга и поля, извилистая лента реки отражает пестрое синее осеннее небо, кругом тишина. Мы едем по проселочной дороге вдоль поля. Прям из под колес машины разлетаются непуганые куропатки. Спокойно и безлюдно.
И вдруг перед глазами предстает церковь. Она не разрушилась со временем, как другие. Она совершенно целая, будто живая.

1.


2.


Кладбище даже не сразу и заметила. Пестрые клены ласково оберегают покой усопших.

3.


Прошлась по краю, старые памятники. Наверное, они помнят другую жизнь. Жизнь, когда тут было село, когда церковь стояла не в поле, а в селе.

4.


5.


Сейчас о нем не напоминает ничего. Ни одного дома, ни одного дерева. Лишь где-то на подъездах сохранились камни, бывшие когда-то фундаментами домов. А если не вглядываться, то и не увидишь.

На правом берегу Пьяны, в Княгининском уезде напротив деревень Рахманово и Чёрная Захарьевка многие столетия стояло село Анненково. Существует предание, согласно которому близ этого селения орудовала разбойничья шайка то ли татарина, то ли мордвина Берки. На берегу Пьяны, покрытом густым лесом, стояло целое городище Беркин городок, где жили разбойники. Во время последнего похода на Казань Иван Грозный будто бы разрушил городище и перебил разбойников. А на обратном пути, в ознаменование победы над татарами, повелел в этом месте заложить церковь. Так появилось село Анненково.

Была иль нет деревянная церковь в Анненкове – доподлинно неизвестно. Каменный же храм был сооружён здесь лишь в середине XIX века, в 1854 году. На 1859 год в селе насчитывалось 90 дворов с 365 мужчинами и 427 женщинами. В Адрес-календаре Нижегородской епархии за 1904 год указано, что храм внутри ветхий. Главый холодный его престол освящён в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, тёплые пределы: правый – в честь святого Александра Невского, левый – в честь преподобной Марии Египетской. В приходе, кроме села, одна деревня. Православных – 474 мужчины и 512 женщин. Имеется министерская школа. Иереем в тот год служил 40-летний Дмитрий Васильевич Архангельский (в приходе с 1893 года), являвшийся законоучителем и имевший набедренник. Псаломщиком был В. П. Покровский 28 лет (в приходе с 1899 года), церковным старостой с 1903 был А. Ф. Творкевич.

Своим названием село Анненково обязано, скорее всего, фамилии дворян Анненковых, владевших многими селениями в Нижегородской губернии. Известно, что в конце XIX века в селе находилось имение Петра Аркадьевича Столыпина – премьер-министра России, прославившегося своей реформаторской деятельностью. П. А. Столыпин был женат на Ольге Борисовне Нейдгарт – дочери владельца находящейся неподалёку усадьбы Отрада (ныне посёлок Новый Мир) Б. А. Нейдгарта. Есть мнение, что именно в Анненкове в 1884 году молодые влюблённые вступили в брак, а чин обручения и таинство венчания были совершены в сельском Троицком храме.

В советские годы в селе был образован колхоз «Революция». Считается, что это единственное хозяйство на территории Вадского района, которое успешно существовало со дня его основания, и ни разу не расформировывалось в первые годы коллективизации.

Сегодня говорить об истории села Анненково и сложно, и больно. Ведь теперь оно не существует. Село было уничтожено во второй половине XX века. Ещё в 1960 годы здесь была начальная школа, жилые дома… Но в связи с промышленной разработкой близлежащего карьера было принято решение об упразднении Анненкова. На его месте также планировалась добыча полезных ископаемых. Деревянные избы были разобраны и перевезены на новое место – в посёлок Анненковский Карьер, образовавшийся в нескольких километрах к югу от села. Часть жителей переехала в находящееся неподалёку село Лопатино. И только Троицкий храм, да кладбище близ него остались сиротливо стоять на берегу Пьяны. Никакой добычи на месте истреблённого села не ведётся до сих пор. И лишь всеми брошенная церковь, на стенах которой ещё сохранились фрески, стоит посреди голого поля. К храму нет дороги, окрест его нет жизни, но нутро его по-прежнему наполнено Божественной благодатью.
http://raduga.sandy.ru/kray/vad/vad_an.htm

6.


7.


8.


При обходе церкви хорошо видно, как рушится фундамент, как с куполов слетели листы железа. Церковь давно облюбовали вороны.

9.


10.


Внутри также все разрушено. Кое-где на стенах и потолке сохранились остатки росписи.

11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


Не знаю, как вам, а мне как-то грустно осознавать, что в этой церкви никогда уже не пройдет служба, не придут ее слушать нарядные прихожане, не зазвенят колокола, что ее история осталась там в прошлом веке. А в нынешнем ждут лишь разрушение и забвение.

22.


А издали она смотрится вообще волшебно.

23.


Великолепный вид убедил нас в том, что место для ночлега найдено.

Местная собака с фермы кружилась около нас весело виляя хвостом и громко лая, будто не зная, что нужно делать при встрече с незнакомцами: облаять или зализать до смерти.))

24.


А вот и стадо, возвращающееся на ферму на закате дня. Зрелище простое и завораживающее одновременно.

25.


26.


27.


28.


Конечно не могу не поделиться и золотой осенью.

29.


30.


31.


Tags: 2016, Нижегородская область, осень, родные просторы, утраченное наследие, фотографии, фотоотчет, церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments