Наталия (nnikolaevna75) wrote,
Наталия
nnikolaevna75

Category:

Вознесенская церковь села Большое Терюшево

Начало:
1. Симбилей
2. Кетрось
3. Гридино
4. Папулово
5. Яковлево
6. Григорово и Палец

Продолжение:
Наверное, одно из самых сильных впечатлений на меня произвела Вознесенкая церковь в селе Большое Терюшево Дальнеконстантиновского района Нижегородской области.


Большое Терюшево – самое известное в прошлом село в Дальне-Константиновском районе. По сведениям краеведа Владимира Бакунина, село дало название мордовскому племени - терюханам, жившим на территории современного Дальне-Константиновского района.

Оно было центром обширной Терюшевской волости, «столицей» терюханской мордвы. О Терюшеве более 300 лет назад знали и в Москве.

А вот что пишет в своей книге «История села Оранки» оранский краевед Иван Яковлевич Степанов:
«В ХVII веке и ранее, начиная от реки Кудьма, на юго-восток простирались густые заросли векового леса, которые занимали значительную площадь. Земля эта принадлежала в то время терюханам. Терюхане – это обрусевшая к ХХ столетию группа мордвы. Их родной мордовский язык, близкий к эрзянскому, вышел из употребления и заменен русским. Название – «терюхане» произошло от села Большое Терюшево, находившегося в центре их расселения. К середине ХIХ века насчитывалось около пятидесяти терюханских селений, расположенных, в основном, на территории нынешнего Дальне-Константиновского района. Следует сказать, что терюхане являлись большими специалистами по сбору меда диких пчел. От торговли медом и воском они имели значительные доходы.

В то время (ХVII век) царское правительство России, в состав которого входила терюханская мордва на правах самостоятельной административной единицы, было заинтересовано в развитии бортничества. Бортникам-пчеловодам оно отводило в лесах «бортные ухожаи» (участки) в оброчное содержание. Бортники обязаны были ежегодно сдавать государству определенное количество меда и платить пошлину деньгами.

По свидетельству горьковского писателя-краеведа Л.М. Каптерова, терюханские бортники в то время собирали настолько много меда, что только по оброчному обложению сдавали его сотни пудов. (Л.М.Каптеров. Нижегородское Поволжье Х-ХVI вв., стр.8)

Кроме бортничества, терюхане занимались в здешнем лесу охотой на белок, зайцев, куниц, лис, которых было здесь неисчислимое количество».

В середине ХVIII века, а именно, в 1743 году, на этой земле началось Терюшевское восстание. Оно вспыхнуло всвязи с насильственной христанизацией и крещением терюхан. Епископом Нижегородским и Алатырским Дмитрием (Сеченовым) была предпринята попытка уничтожения мордовского кладбища около деревни Сарлей, что и привело к восстанию терюхан.

В конце ноября 1743 года у деревни Лапшиха повстанцы были разбиты, основные руководители восстания и их сторонники взяты под стражу и приговорены к смертной казни.

Императрица Елизавета Петровна указом от 15 июля 1744 года заменила смертную казнь повстанцам вечной каторгой в Сибири. Жестоким наказаниям подверглись остальные повстанцы (282 человек).

К середине 1745 года были подавлены последние вспышки Терюшевского восстания, и с тех пор на территории, заселенной новокрещенной терюханской мордвой, стали строиться в деревнях православные церкви - и деревни стали превращаться в села…

В 1819 году в селе Большое Терюшево, которое разделилось с селом Малое Терюшево, была построена большая каменная трехпрестольная Вознесенская церковь с колокольней: главный престол – в честь Вознесения Господня, приделы – в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого Николая Чудотворца.

Весь ХIХ век эта церковь была наполнена прихожанами – потомками бывшей языческой терюханской мордвы.

По состоянию на 1888 год в приход Вознесенской церкви входили деревни Бакшеево, Макраша, Малое Сескино, Малое Терюшево, а число прихожан составляло 4616 человек.

Источник: http://blagovmm.ru/zdravnica/41/Stoit%20selo%20svyatoe...pdf


После 1937 года церковь была закрыта.

1.


2.


3.


4.


Сегодня подходы к красивому и величественному храму полностью заросли деревьями. Двери закрыты на замок. Проникать внутрь через отломанную доску в окне я не стала, а пошла по тропке вокруг церкви. Ожидания меня не обманули: один из входов оказался открытым.

5.


6.


7.


8.


Отделка внутренних помещений некогда прекрасного здания не сохранились до наших дней. Причина тому и безалаберное отношение, и отсутствие хозяина, и использование церкви под склад, о чем свидетельствует табличка над дверями.

9.


На удивление сохранился иконостас, подсветив его фотовспышкой я с удивлением увидела, что на нем остались розово-малиновые краски.

10.


11.


12.


Ходить по церкви небезопасно, потому я двигалась короткими перебежками. Дело в том, что потолок также находится в аварийном состоянии, и кирпичи падают на пол. В нескольких местах потолочная кладка полностью обвалилась.

13.


14.


15.


16.


17.


18.


Упавший купол произвел какое-то тягостное впечатление. Вот оно утраченное наследие во всей красе.

19.


20.


21.


По лесенке, сильно засыпанной песком, я поднялась наверх. Лестница кстати находится в более-менее нормальном состоянии, вот только спускаться по ней не очень приятно с большим фотиком. Но благодаря узости прохода можно упираться всеми выпирающими частями тела.)))

22.


Местный меценат на свои средства организовал постройку новой церкви, так что старую теперь вряд ли будут реставрировать.

23. Вчера и сегодня.

Tags: 2016, Нижегородская область, лето, родные просторы, утраченное наследие, фотографии, фотоотчет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments